Перевозчик отвечает за утрату и повреждение груза даже в отсутствие вины
Нередки ситуции, когда выехав в прекрасном качественном и количественном состоянии из пункта А, груз по тем или иным причинам прибывает в пункт Б со значительными повреждениями или же не прибывает вовсе. Естественно, после обнаружения этого печального факта возникает вопрос, кто же должен возмещать убытки, понесенные отправителем (собственником груза).
Ст. 796 ГК РФ гласит, что "перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело".
Конечно, например, если водитель ушел обедать, оставив грузовой контейнер незапертым, а некие предпририимчивые граждане этим воспользовались, позаимствовав оттуда часть подотчетного имущества, то вина грузоперевозчика в утрате груза очевидна, т. к. он вполне мог предотвратить хищение, просто заперев контейнер.
Но существуют куда менее однозначные ситуации. Если груз был поврежден в результате ДТП, виновником которого признан не водитель, а третье лицо, то, казалось бы, на первый взгляд, водитель не может отвечать за сохранность перевозимого имущества, поскольку его вина в произошедшем отсутствует.
Однако не все так просто. Верховный суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. 20.12.2017 г.) резюмировал, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай, если иное не предусмотрено законом.
В частности, в этом обзоре приводится следующий пример.
В процессе перевозки произошло столкновение автомобиля третьего лица и автомобиля перевозчика, в результате которого груз был поврежден. Виновным в дорожно-транспортном происшествии признано третье лицо, которое с нарушением скоростного режима выехало на встречную полосу. Тем не менее, реальный ущерб за повреждение груза в судебном порядке был взыскан с грузоперевозчика.
Это объясняется тем, что "профессиональный перевозчик несет ответственность независимо от наличия вины и основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза является наличие обстоятельств, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми, то есть перевозчик несет ответственность за случайное причинение вреда. В рассматриваемой ситуации перевозчик являлся коммерческой организацией, осуществлявшей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Как профессиональный перевозчик он не мог не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, следовательно указанное обстоятельство не является непредвидимым и перевозчик несет риск убытков, связанных с его наступлением".
(Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2017 г.) http://www.supcourt.ru/documents/all/26243/)
Таким образом, чтобы избежать ответственности за повреждение или утрату груза, перевозчик должен доказать, что груз пострадал вследствие обстоятельств действительно непреодолимой силы, т. е. обстоятельств, имеющие чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.